Галина МОЗГОВА: Изучение и сохранение религиозного многообразия – важнейшая государственная задача

mozgovaМозгова Галина Глебовна, член Союза краеведов России, лауреат областной премии 2003 года в области культуры, литературы и искусства, соавтор монографии «История религий во Владимирском крае» отвечает на вопросы по тематике издания.

В чем Вы видите актуальность освещения истории еврейской общины во Владимирском крае?

Изучение и освещение истории конфессий не только в нашем крае, но и в любом регионе страны и в стране в целом сейчас как никогда актуальны, причем в практическом плане. Россия всегда была и остается многоконфессиональным государством, в котором веками сосуществовали, к сожалению, не всегда мирно, представители различных религиозных верований. Изучение и сохранение религиозного многообразия – важнейшая государственная задача. Ее неотъемлемой составляющей является профилактика религиозной ненависти или вражды и предупреждение преступлений, совершаемых по мотивам последней. Анализ прошлого как раз способствует извлечению исторических уроков, которые помогут при определении поиска путей решения религиозных вопросов, возникающих в современных условиях. Но это вопрос не только «внутренний». В мире ширится экстремистская деятельность, одним из ее мотивов является религиозная ненависть. Важно противостоять ее разжиганию, а этого можно добиться не только угрозой неумолимого возмездия за содеянное, но и разъяснительной работой, которая предполагает ознакомление с историей, обрядами, особенностями верований других народов, представителей других конфессий.

Этот момент становится особенно актуальным, если говорить о той конфессии, том народе, историей которых во Владимирской губернии я занимаюсь – евреев вообще и иудеев в частности. Ни для кого не секрет, что иудеи веками жили, как в Европе в целом, так и в нашей стране, в весьма, скажем так, стесненных обстоятельствах. Так называемое «еврейское» законодательство Российской империи предусматривало массу ограничений, которым они подвергались во всех сферах жизни и деятельности. Причем бытовой антисемитизм часто основывался (как в прошлом, так и в наши дни) на непонимании, неприятии манеры вести себя, говорить, одеваться и т.д. представителей этой конфессии. Так что понять – это важный шаг к тому, чтобы принять, т.е. не испытывать вражды по отношению к тем, кто в чем-то не похож на тебя, на твое окружение.

Какова Ваша оценка роли и места еврейского сообщества в социальной, экономической и культурной жизни нашего региона в дореволюционный период?

Что касается «моих подопечных», то в силу распространения в Российской империи на их перемещения по стране и род деятельности законодательных ограничений и отсутствия у большинства из них права селиться в любом месте по их выбору, во внутренних губерниях России, к которым относилась и Владимирская губерния, их численность здесь была незначительной. Поэтому оказывать сколько-нибудь заметное влияние на жизнь губернии они не могли. Пожалуй, наиболее выдающимся из них деятелем был И.С. Коиль, в типографии которого в начале ХХ в. напечатано немало изданий краеведческого характера, православной литературы. Здесь, в частности, печаталась газета «Владимирские епархиальные ведомости». Несколько человек были известны в губернском центре как музыкальные деятели: капельмейстеры полковых оркестров, исполнители и преподаватели музыки. Наиболее известными выходцами из владимирских еврейских семей являлись комсомольский поэт, почетный гражданин г. Владимир А.И. Безыменский и диктор всесоюзного радио Ю.Б. Левитан, но их деятельность протекала уже в советский период и не в самой губернии.

Каково состояние научных исследований в области регионального религиоведения? Есть ли необходимость более детального исследования положения изучаемой Вами конфессии во Владимирском регионе?

Данную тему глубоко исследованной не назовешь. Собственно, кроме меня, историей еврейской общины в губернии никто не занимался. Предстоит еще много архивной работы для того чтобы осветить жизнь общины со всех сторон, тем более что об общинах уездных (ныне районных) городов известно крайне мало. Если говорить о краеведческой литературе по иудаике, то в основном она представлена рядом статей в сборниках краеведческих конференций различного уровня. Статьи раскрывают различные аспекты данной темы (еврейская благотворительность, роль евреев в музыкальной жизни губернии, еврейские погромы в губернии, история еврейского молитвенного дома, еврейский участок на Князь-Владимирском кладбище, биографический материал по отдельным персоналиям и т.п.), но до завершения единого, всеобъемлющего исследования еще далеко.

В настоящее время я работаю над материалами о первых владимирских комсомольцах, в частности о Герасиме Фейгине. Надо отметить, что в последние годы в издательстве «Калейдоскоп» вышел целый ряд книг, посвященных евреям на Владимирской земле, которые тоже освещали дореволюционную жизнь общины. И только последняя из них преодолела временные рамки и явилась, наконец, не книгой одного автора, а сборником материалов о ряде наиболее видных деятелей в разных сферах жизни области в советский период. Естественно, многие еще остались «за кадром», и очень хотелось бы, чтобы память о них жила и очерки об их жизни и деятельности на благо экономики, промышленности, культуры, науки Владимирской области были написаны и увидели свет.