Ольга МОНЯКОВА: Старообрядческая общность является одной из крупнейших в России

monyakova-o.a.-fotoМонякова Ольга Альбертовна, доктор исторических наук, директор Ковровского историко-мемориального музея, соавтор монографии «История религий во Владимирском крае» отвечает на вопросы по тематике издания.

В чем Вы видите актуальность освещения истории старообрядчества во Владимирском крае?

Актуальность изучения старообрядчества в целом по стране и во Владимирском крае в частности объясняется, во-первых, его большим влиянием на все сферы жизни общества на протяжении веков, особенно это было заметно в дореволюционный период, в период расцвета российского предпринимательства, зарождения и развития в России капиталистических отношений.

Во-вторых, на современном этапе старообрядческая общность является одной из крупнейших в России.

В-третьих, изучение взаимодействия старообрядцев с властью и официальной церковью может помочь в решении современных проблем в виде межнациональных конфликтов, которые в большинстве своем возникают на религиозной основе.

И еще один важный аспект актуальности исследований в области истории русского раскола заключается в экономической составляющей. На современном этапе мы находимся в состоянии перманентного экономического кризиса, который то затухает, то разгорается. Мы стараемся брать пример с Запада, хотя у нас есть успешные примеры в собственной истории. И здесь на первый план можно поставить предпринимательскую деятельность купцов-старообрядцев. За относительно короткий период (с отмены крепостного права в 1861 г. до 1917 г.) отечественное предпринимательство по многим показателям достигло общеевропейского уровня. Развитие же старообрядческого предпринимательства привело к тому, что к началу XX века в руках старообрядцев — купцов и фабрикантов оказалась сосредоточена огромная часть всего промышленного капитала России. Они начинали свою деятельность не только в сложных экономических условиях (в период господства крепостного права), но и в условиях конфликта с официальной церковью и с государственной властью, но это не помешало им занять ведущие позиции во всех отраслях экономики.

Какова Ваша оценка роли и места старообрядчества в социальной, экономической и культурной жизни нашего региона в дореволюционный период?

Ответ на данный вопрос мне хотелось бы сформулировать на примере старообрядцев Ковровского уезда Владимирской губернии. Объясню почему. Ковровский уезд по численности приверженцев старообрядческой веры не занимал лидирующих позиций во Владимирской губернии до революции, но по степени их влияния на жизнь местного сообщества наоборот отличался особой активностью. В этом и заключается феномен роли старообрядческой диаспоры в социальной, экономической и культурной жизни региона.

О старообрядчестве обычно судят как о религиозном течении в православии, в незыблемости сохранившим веру и мировоззрение средневековой Руси. Однако такое представление трудно совместить с активной предпринимательской деятельностью старообрядцев, строительством фабрик и заводов, широкой поддержкой передовой культуры, щедрой благотворительностью в периоды военного лихолетья. Столетия преследований не прошли для староверов бесследно. Староверы учились выживать в самых жестких условиях, отсюда недюжинное трудолюбие, выносливость, сметка и предприимчивость. Кроме того, старообрядцы не были связаны государственной службой и не могли продвигаться по служебной лестнице. Это заставляло концентрировать свои силы и способности на предпринимательской или торговой деятельности.

Будучи немногочисленной, старообрядческая общность оказывала заметное влияние не только на непосредственное социальное окружение, но и на жизнь всего региона.

Каково состояние научных исследований в области регионального религиоведения? Есть ли необходимость более детального исследования положения изучаемой Вами конфессии во Владимирском регионе?

Русский раскол как историческое явление не может пожаловаться на невнимание со стороны исследователей. Российских и зарубежных ученых всегда привлекали разные аспекты старообрядчества: предпринимательство, культура, традиции, литературное наследие и т.д. В постсоветской России интерес к староверческой тематике значительно расширился; сегодня сформировался круг авторов, работающих в этом направлении. Между тем, отметим, что на региональном уровне сегодня практически отсутствуют комплексные обобщающие работы по истории старообрядчества в целом, от зарождения до хотя бы 1917 года. В этом ряду и Владимирская губерния. Изучение раскола здесь в настоящий момент находится на стадии исследований по отдельным уездам и территориям или по отдельным направлениям деятельности представителей старой веры. Из работ, рассматривающих положение старообрядчества в дореволюционный период во всей Владимирской губернии, назовем две кандидатские диссертации, а именно:
О.В. Разумовская «Старообрядчество в политической и экономической жизни Владимирской губернии XIX — начала XX вв.» (2002 г.).
Егорова Г.С. «Предпринимательская деятельность династий купцов-старообрядцев XVIII в. – 1917)» (2012 г.).

В остальном историография владимирского старообрядчества представлена исключительно небольшими статьями в научных сборниках различных конференций. Здесь в первую очередь обратим внимание на сборники Рождественских чтений в Коврове, в которых на протяжении многих лет печатаются статьи по истории раскола во Владимирской губернии. А в целом комплексный труд по истории старообрядчества во Владимирской губернии еще впереди.